Евро будет постепенно втянут в валютную войну

Евро будет постепенно втянут в валютную войну
ЛОНДОН, 16 февраля. Избежать валютной войны было всегда трудно. И теперь, очевидно, в нее постепенно втягивается еврозона. Этот регион просто не может себе позволить оставаться в стороне, пишет Dow Jones Newswires.

Его экономика недостаточно сильна, чтобы выстоять с валютой, стоимость которой на голову выше валют ее конкурентов.

Если сила евро будет сохраняться, то пострадает экспорт еврозоны и ее экономическое восстановление окажется еще больше под угрозой.

Глубина проблем, с которыми столкнулись власти еврозоны, стала очевидна после публикации последних данных по экономическому росту. Они указали не только на спад у стран-должников, но и на то, что Германия и Франция пострадали сильнее прогнозов.

Оптимисты по-прежнему надеются, что восстановление мировой экономики в сочетании с повышением спроса на экспорт еврозоны поможет восстановить эти экономики в течение 2013 года.

Но это кажется все менее и менее вероятным. Если валовой внутренний продукт (ВВП) еврозоны в 4-м квартале прошлого года сократился на 0,6%, когда евро был значительно слабее, чем теперь, каковы шансы многих экономик региона в 1-м квартале этого года, учитывая укрепление евро до текущих уровней?

Эти опасения в некоторой степени отразились в экономической оценке Марио Драги, президента Европейского центрального банка (ЕЦБ), которую он представил по результатам последнего заседания, посвященного денежно-кредитной политике, а также в его комментариях, опубликованных в пятницу, когда он сказал, что данные по росту оказались более негативными, чем ожидалось.

Тем не менее, пока почти нет признаков того, что ЕЦБ планирует что-либо делать в этом направлении. Сам Драги поспешил указать на то, что почти отсутствуют признаки дефляции, а процентные ставки уже "действительно на очень низком уровне".

Возможно, более интересны комментарии Йенса Вайдмана, который занимает крайне жесткую позицию. Как и ожидалось, президент Бундесбанка заявил, что ЕЦБ не собирается понижать процентные ставки лишь для ослабления евро.

Он также сказал, что единая европейская валюта не является серьезно переоцененной.

С одной стороны, все это может звучать довольно утешительно. Но с другой стороны, Вайдман признает, что валюта торгуется выше своей справедливой стоимости.

Так возросла ли теперь вероятность действий со стороны ЕЦБ для снижения курс евро?

Учитывая то, что выборы в Италии, которые состоятся позднее в этом месяце, вероятно, внесут некоторую политическую неопределенность в динамику евро, ЕЦБ, возможно, не придется что-то делать на данном этапе. Опасения по поводу того, что в Италии создастся положение, при котором ни одна из партий не получит большинства голосов в парламенте и правительство окажется неспособно проводить ключевые структурные реформы, вполне могут вызвать очередной этап ослабления евро без какого-либо искусственного стимула.

Но если этого не произойдет, то властям придется быть более активными. Вице-президент ЕЦБ Витор Констансиу ранее на этой неделе предупредил, что ЕЦБ вполне может перейти на негативные ставки.

Таким образом, хотя еврозона и не демонстрирует склонности присоединиться к конкурентной девальвации, а сам Драги называет разговоры о валютных войнах неуместными, он и другие власти еврозоны вскоре могут оказаться втянутыми в эти войны, если они хотят предупредить очередную рецессию в регионе.

Эти ожидания определенно могут объяснить, почему после такой позитивной динамики, которую евро демонстрировал ранее в этом году, теперь он склонен к подобному неожиданному падению.